Мариина тетрадь

29 Марта 2015 Просмотров: 879
Мариина тетрадь
В 2016 г. исполняется 50 лет со дня кончины Карагандинского старца преподобного Севастиана. Остались лишь немногие свидетели его жизни и духоносных трудов.
В г. Козельске Калужской области проживает Мария Петровна Стаканова, сейчас ей 84 года. Она не только общалась с преподобным старцем, но и многие годы была его послушницей. Мария Петровна – человек уникальной судьбы. Она воспитывалась в детских домах Казахстана. После окончания железнодорожного училища, куда её направляли учиться, стала работать в г. Акмолинске. Там она крестилась и от одной из своих знакомых услышала об удивительном батюшке из Караганды и решила непременно его увидеть и, если представится возможность, пообщаться с ним.
В 1952 г. она впервые приехала в Караганду и отыскала церковь, в которой служил о. Севастиан. В это время ей шёл 21-й год. Увидев доброго батюшку, она решила непременно остаться в этом городе. Её желание чудесным образом исполнилось. Старец благословил её жить в своей общине. И многие годы она проживала в Караганде. Пела и читала на клиросе, научилась иконописи, написала немало святых образов для различных храмов. В 1987 г. переехала на постоянное место жительство в г. Козельск. Мария Петровна записала свои воспоминания в отдельную тетрадь (Мариина тетрадь), в которой подробно рассказала о своей жизни, в том числе в общине преподобного Севастиана. «Мариина тетрадь» пока не опубликована, но записи из неё использовались при составлении и написании книг о Карагандинском старце.
Автор этих строк впервые прочитал «Мариину тетрадь» несколько лет назад. Это отпечатанный на принтере и вложенный в скоросшиватель текст, около ста страниц. Было сделано несколько копий, и Мария Петровна раздавала и рассылала их различным своим знакомым. Один из этих экземпляров был прислан в Сергиев Посад Ксении Семёновне Брегеде, которая ранее проживала в Караганде, многие годы была знакома с Марией, дружила с ней и переписывалась. В 2012 г. Ксения Семеновна почила, и связь с Марией Стакановой прервалась.
Когда началась работа над книгой о старце, снова пришлось ознакомиться с «Марииной тетрадью». Удалось отыскать адрес её автора, и тогда по благословению протоиерея Вячеслава Брегеды небольшим творческим коллективом (редактор и автор – Борис Владимиров, водитель – Олег Авдеев, художник – Анастасия Авдеева) мы решили отправиться в г. Козельск. Ранним мартовским утром въехали в старинный русский посад, прозванный Батыем «злым городом» и начали искать указанный в адресе дом на традиционной с застойных советских времён и всё также именуемой улице Ленина. Город поразил чистотой и уютностью. На обочинах дорог мы не увидели ни пустых бутылок, ни другого какого-либо мусора. Как это ни странно, искомая улица оказалась одной из самых окраинных и неухоженных в городе: дорога не асфальтированная, в лужах и ухабах. Нужный дом отыскали довольно быстро. Однако невольно беспокоил один вопрос: жива ли вообще Мария Стаканова? Мы полагали, что ей уже далеко за 80.
Дом разделялся на две половины, в одной из которых и должна была проживать духовная дочь преподобного Севастиана. Подойдя к калитке, мы увидели на двери с внешней стороны завязочку из бинта. Дверь была привязана за металлические ушки, в которые обычно вставляется замок. Это означало, что дома никого нет. Тогда мы решили спросить у соседей другой половины дома: жива ли Мария Петровна? Те сказали, что жива, видимо, ушла к своей знакомой помыться. Наверно, скоро будет. В условиях такой неопределённости мы решили сначала посетить Оптину пустынь и помолиться у мощей преподобных оптинских старцев.
Возвратились обратно часа через три. Бинтик на двери уже был развязан. На этот раз хозяйка была дома. Оказалось, она ходила в храм на богослужение. В этот день отмечалось первое и второе обретение Главы пророка и предтечи Господня Иоанна. Постучали сначала в дверь, потом в окно. Услышали шаги, и навстречу нам вышла невысокого роста приветливая старушка с палочкой и сразу пригласила в дом. Мы сообщили цель и предысторию нашей поездки, показали хозяйке её «Мариину тетрадь» и попросили рассказать о старце Севастиане. Мария Петровна ответила, что все её воспоминания записаны в упомянутой тетради, затем рассказала о своей жизни в Козельске, о тех чудесах, которые Господь сотворил на её жизненном пути. Несколько лет тому назад она почти полностью ослепла, ходила по дому на ощупь и не могла уже писать иконы и распятия. Молилась, чтобы Господь не лишал зрения, и её молитва была услышана, она вновь стала видеть: сейчас самостоятельно ходит на многие церковные службы, делает все дела по хозяйству, кормит кошек и птиц.
Ниже приводим отдельные воспоминания из «Марииной тетради» с небольшими редакторскими уточнениями и дополнениями, сделанными со слов Марии Петровны после встречи с ней.
***
Впервые услышала о Боге от нянечки, когда находилась в детдоме г. Щучинска. Помню, так обрадовалась, вышла на улицу и вслух произнесла: «Значит, Тебя зовут Бог. Теперь я буду с Тобой разговаривать…» И вот так всю жизнь разговариваю…
Однажды, когда уже была постарше, привели нас в клуб. (Было это уже в другом детском доме). Сначала проходил концерт, потом танцы. А я всё время думала о Боге. Вдруг подходит паренёк и приглашает - пойдём, потанцуем. Да ну тебя, - сказала я ему, а сама всё продолжаю думать, как обращаться к Богу и хвалить Его. И вдруг занавес на сцене отодвинулся и вышла молоденькая девушка, одетая по-старинному. Смотрю на неё, она подняла правую руку, ладонью ко мне, прижала к ладони мизинец и безымянный пальцы, потом три сложила вместе, приложила сложенные пальцы ко лбу, затем к животу, к правому и левому плечу, сделала поясной, потом земной поклоны и исчезла. Тогда и я стала так делать.
В 1939 г., когда нам, воспитанникам детского дома в Щучинске, исполнилось по 9 лет (действительного возраста детей никто не знал), всех отправили в детский дом г. Сыкдыктава. Уже после войны отсюда меня направили учиться в железнодорожное училище г. Акмолинска, где я проучилась два года.
Помню, время было трудное, послевоенное, не хватало самого необходимого, особенно продуктов. Я так была голодна, что едва могла ходить. Зашла в одну столовую, спросила: «Нет ли у вас чего купить поесть?» «Нет», – сказали. Вышла, села на лавочку и говорю: «Бог, как я есть хочу», – и впала в забытье. Вижу большие залы, и стоят столы накрытые, и народ, и мужчины в одеждах непонятных. Ходят эти мужчины вокруг столов и чем-то помахивают. (До этого я не видела священников и не знала про кадила).
Женщина вроде как направила меня к столам, а голос произнёс: «Нет, ей не сюда». И тут мимо проходит священник с кадилом, и такое благоухание от него, и так хорошо, и из кадила хлопья белые как крупные снежинки, и мне говорят: «Лови их ртом, и ешь, ешь», – и стала я ловить их ртом и есть. Очнулась, во рту такой необыкновенный вкус и вместо голода – чувство сытости.
Когда исполнилось мне семнадцать лет, в 1948 г., решила найти церковь. Не знала, крещеная я или нет, но слышала уже про исповедь и про крещение. Было это в г. Акмолинске. В это время я уже закончила училище. Иду, спрашиваю прохожих: «Где здесь у вас церковь?» Кто обругает, кто промолчит. Лишь один парень показал, как пройти. Едва отошла несколько шагов, как неожиданно со всех сторон подбежало ко мне множество собак. Сначала я растерялась, думала, разорвут, а потом говорю вслух: «Это что, я иду к Богу, а вы меня окружили?..» И тут вдруг одна собачка побежала прочь и все остальные за ней, и я спокойно дошла до храма. Вот так с Божией помощью чудесным образом избавилась от голодной собачьей своры. В то время бывали нередки и трагические случаи, когда бездомные собаки нападали на людей, причиняли тяжёлые увечья и пр.
Прихожу в церковь, смотрю, все там крестятся точно так, как показала мне молоденькая девушка на концерте. Я чуть не закричала от радости: «Бог, как Тебя поблагодарить?!» Подхожу к женщине у свечного ящика и спрашиваю, где здесь исповедоваться, а она в свою очередь обращается ко мне: «А ты крещёная?» Я ответила, что не знаю. Тогда она посоветовала подойти к настоятелю. Подошла я к батюшке и рассказала, что в детдоме воспитывалась, не знаю, крещёная или нет. Священник попросил подождать, сказал, что после обедни покрестит. (В Акмолинске я сдружилась с одной верующей женщиной, которая мне подсказала, что нужно обязательно креститься).
Я снова возвратилась к женщине у свечного ящика, а та и спрашивает, что сказал батюшка. Я ей отвечаю, сказал, что пообедает и будет крестить.
Обедню я тогда приняла за обед, поскольку этого слова раньше не слышала. Какой-то мужчина находился рядом во время нашего разговора и купил мне крестик.
Женщина опять обратилась ко мне: «У тебя крёстной ведь нет?» Спрашиваю: «Кто такая крёстная?» Она все объяснила и предложила стать моей крестной матерью... И так я покрестилась.
Вот так Господь привел меня, девочку из детского дома, где свирепствовал атеизм, в церковь. Я даже и родителей своих не помнила, так как совсем младенцем оказалась в детдоме.
Короткая ссылка на новость: http://p-v.ru/~DbmX3


Система Orphus

Рекламка


Фотогалереи

Мы вКонтакте