Святитель Григорий Палама и его учение о Фаворском свете

8 Марта 2015 Просмотров: 1131
Святитель Григорий Палама и его учение о Фаворском свете
Великий учитель православия святитель Григорий Палама, архиепи-скоп Фессалонитский, живший в XIV веке, создал стройное богословское учение о Фаворском свете, которое признано Православной Церковью. Святитель богословски обосновал, что через непрестанную молитву и по-степенное очищение сердца от страстей христианский подвижник может достигнуть видения нетварного Божественного света. Память святителя празднуется на второй неделе Великого поста.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский или Фессало-нитский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия его семья вынуждена была бежать в Константинополь и нашла приют при дворе императора Андроника II Палеолога (1282 - 1328). Отец святого был образованным и знатным человеком и вскоре стал крупным сановником при дворе императора. Однако в 1301 году он неожиданно скончался. В житии святителя упоминается, что сам император Андроник принял участие в вос-питании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными спо-собностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все пред-меты, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельно-сти, но Григорий, едва достигнув 20 лет, в 1316 году (по другим сведениям в 1318), удалился на Святую Гору Афон и поступил послушником в мона-стырь Ватопед. Под руководством старца, преподобного Никодима Вато-педского (память 11 июля), он принял постриг и начал путь подвижничест-ва.
После преставления старца Никодима инок Григорий 8 лет проходил свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кон-чины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он при-служивал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссия. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве, так называемому умному деланию, которое было известно еще со времен  великих пустынни-ков IV века Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского и получило название исихазма (от греч. покой, молчание). За время пребыва-ния в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни.
В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он пере-брался в Солунь (Фессалоники), где был рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью от-шельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу  совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Иногда он посещал богословские собрания город-ской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни мес-течко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь не-большую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333. году он был назначен игуме-ном Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими труда-ми, которых не оставлял уже до конца жизни.
А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назре-вали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значитель-ных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учи-теля исихазма.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии (Южная Италия) приехал ученый монах Варлаам, автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор. Он получил кафедру в столичном универси-тете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита, апофатическое бо-гословие, которое было признано в равной мере и Восточной, и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости су-щества Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путеше-ствуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фавор-ского света. При этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился к Вар-лааму сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвиж-ники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама  так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Пала-мы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые об-ращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закон-чены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341 - 1347). К ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328 - 1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, ко-гда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347 - 1349), свя-титель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельст-вовал православность его учения.
В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных го-родах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христи-анской веры.
Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами: «В горняя! В горняя!»  святитель мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года.
В 1368 году Григорий Палама был канонизован на Константинополь-ском Соборе при Патриархе Филофее, который написал житие и службу святителю.
Короткая ссылка на новость: http://p-v.ru/~dn6hO


Система Orphus

Рекламка


Фотогалереи

Мы вКонтакте