Духовное наследие

7 Февраля 2015 Просмотров: 1147
Духовное наследие
В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания был причислен преподобный старец Севастиан Карагандинский. Издано уже несколько книг и брошюр, посвящённых житию преподобного, с воспоминаниями его духовных чад, известных пастырей Церкви и просто знавших старца людей.
Одним из совоспитанников о. Севастиана являлся в его бытность будущий епископ Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), в дальнейшем известный митрополит. Владыка отпевал старца после его кончины в апреле 1966 г. и накануне постригал в великую схиму. Духовная связь владыки Питирима с о. Севастианом началась ещё в г. Козлове Тамбовской области (ныне г. Мичуринск). После закрытия Оптиной пустыни о. Севастиан переехал сначала в Козельск, потом в Калугу, и затем по приглашению настоятеля Ильинской церкви г. Козлова протоиерея Владимира Андреевича Нечаева, отца будущего владыки Питирима, приехал в Козлов и от епископа Тамбовского Вассиана (Пятницкого) получил назначение в упомянутую церковь. Старец прослужил в Козлове с 1928 по 1933 г. После ареста протоиерея Владимира Нечаева он опекал многодетную семью Нечаевых, в которой было 11 детей. Будущий митрополит Питирим (в миру Константин Нечаев) был последним 11-м ребенком.
В феврале 1933 г. о. Севастиан был также арестован и по сфабрикованному обвинению осужден. Отношения о. Севастиана с семьей Нечаевых возобновились после его освобождения из Карагандинского лагеря (Карлага) в 1939 г. и продолжались до конца его дней. Из писем старца и рассказов его духовных чад известно, что к нему в Караганду регулярно приезжал не только Константин Нечаев, но и его родные сестры, в частности Надежда Владимировна.
4 ноября 2004 г. в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери владыка Питирим закончил свой жизненный путь. После его смерти родственники передали часть карагандинских архивов высокопреосвященного другу их семьи уроженцу г. Караганды протоиерею Вячеславу Брегеде, которого в детстве крестил о. Севастиан. Старец также духовно окормлял родственников о. Вячеслава. Среди переданных материалов были альбом с фотографиями и небольшой свёрток, перевязанный бечевкой. Возможно, у владыки из-за множества дел и обязанностей до этого свёртка просто «не дошли руки». В нем оказались письма преподобного Севастиана и его духовных чад, написанные семье Сафоновых в Мичуринск. Из переписки можно понять, что преподобный был знаком с этой семьёй достаточно давно, видимо, с того времени, когда там служил. Клавдия Алексеевна Сафонова была крестницей старца. Даты указаны лишь на некоторых письмах, однако по смыслу переписки, освещаемым там событиям и подписям старца (в одних случаях он подписывался как иеромонах С., в других – как архимандрит С.) очевидно, что письма написаны в основном в 50-е годы прошлого века. Старец был возведен в сан архимандрита в 1957 г. и после этого вместо «иер. С», стал подписываться как «архим. С».
Письма не содержат каких-либо глубоких духовных поучений, как это мы видим, например, в переписке оптинских старцев. Они достаточно просты и не очень объёмны, и больше напоминают обычную семейную переписку. Главная их ценность в том, что в них высвечивается живой неповторимый образ преподобного с его немалыми старческими немощами и болезнями, необычайным смирением, самоуничижением и самоосуждением. В письмах старец постоянно называет себя «ленивым, грешным и недостойным», говорит об ухудшающемся здоровье, о скоротечности нашего земного бытия.
Письма также раскрывают быт и обстановку того времени, порой непростые человеческие отношения, которые складывались в общине старца между его духовными чадами. Часть писем написаны непосредственно старцем, некоторые под его диктовку – келейницей Верой или другими матушками или послушницами. Встречаются письма, где батюшка делал лишь небольшие приписки: поздравлял с праздником или что-то коротенько советовал. Например, такая приписка имеется в письме монахини Агриппины Сафоновым. В некоторых батюшкиным письмах, наоборот, что-то приписывали или добавляли сестры. Одно из писем написано о. Александром Кривоносовым – вторым священником батюшкиного храм в честь Рождества Богородицы в Большой Михайловке. Батюшка убедил этого одинокого добропорядочного человека принять священнический сан, и он на некоторое время стал преемником преподобного после его кончины. До принятия священства о. Александр работал агрономом.
В переписку старца включено также письмо монахини Агнии, матушки высокой духовной жизни, с которой преподобный был знаком ещё в Оптиной пустыни. Оно написано в 1968 г. уже после смерти старца. Несомненный интерес представляет собой письмо неизвестного автора (возможно, священнослужителя), адресованное преподобному, где подробно описывается обряд пострижение в монахи о. Константина будущего владыки Питирима. Письмо датировано 31/13/ IV 1959 г. В одном из писем р. Б. Елена сообщает Сафоновым о своем посещении вместе с дочерью о. Севастиана. Они приезжали откуда-то издалека. Сообщается, что трое суток ехали до Москвы и затем столько же – до Караганды. Жили они некоторое время в общине и были очень довольны поездкой и той духовной помощью и приемом, которую им оказал старец. В конце переписки помещены четыре письма неизвестного приходского священника, в которых он упоминает об о. Севастьяне как о достойном духовном пастыре. Эти письма, по-видимому, переданы семье Сафоновых кем-то из их мичуринских знакомых или родственников. Судя по письмам, этот священник хорошо знал о. Севастиана и был человеком высокой духовной жизни. Священник сообщал, что ему в 1956 г. исполнилось 76 лет. В то время о. Севастиану было 74 года, т.е. они были примерно ровесниками. Сёстры в письмах нередко называют батюшку папой или дедушкой. Возможно, такое семейное домашнее обхождение изначально носило конспиративный характер, особенно в то время, когда община ещё не была зарегистрирована и служить приходилось тайно по домам верующих.
Из 59 писем 45 написаны непосредственно старцем или под его диктовку, 13 – прочими ранее упомянутыми лицами. Одно письмо старец написал вместе с монахиней Агриппиной. Пока ничего не удалось узнать о семье Сафоновых, с которыми старец имел эту длительную переписку до самой своей кончины.
В настоящее время готовится к изданию книга о преподобном Севастиане, в которую будут включены упомянутые письма.
Память преподобного старца отмечается 19 апреля и 22 октября по новому стилю.
Ниже приводим письмо неизвестного автора, в котором он повествует о пострижении в монахи о. Константина (будущего митрополита Питирима).

Пострижение о. Константина
Вашему высокопреподобию радоваться! Прошла добрая половина поста, вот уже близко то время, когда будут воспоминаться спасительные страсти Господа.
Сегодня знаменательный день, дорогой батюшка, у вашего духовного сына о. К. И вам, думаю, раньше было известно, что в этот день 31/13/ IV-59 г. он должен принять ангельский образ. Но я хочу подробнее остановиться на этом действии. За обедом нам объявили, что в семь часов будет постриг в Троицком соборе. Для нас вход будет через Никоновский храм. Все знали о том, что будут постригать о. Константина. Я пришел в храм в 6-30. о. К. в это время в приделе к Никоновской церкви, где лежали мощи разных святых, с каким-то иеромонахом в белой одежде, наверно делал последние приготовления. Мы прошли в храм, там делалась уборка после дневного пребывания молящихся. Мощи Преподобного были закрыты. По северную сторону храма стояли мать о. К., сестра и, наверное, близкие знакомые, которые хотели посмотреть, как монастырь отъемлет у них их близкого. Вот собрались и вышли монахи, стали в два ряда лицом к лицу около солеи. Отворились Царские врата, и вышел наместник о. Пимен, взял жезл, зажег у Преподобного свечу и дал возглас. Диакон начал читать «Святый Боже…», Трисвятое и раздавать свечи. Потом все монахи направились в Никоновский храм. Остался один наместник. Через несколько минут монахи возвратились, прикрыв новопришедшего мантиями, так что никто из любопытных не мог его увидеть. Его подвели к наместнику, стоящему на солее, и он спросил, что по своему ли желанию приходишь и что желаешь? И был ясный и четкий ответ: «Ей Богу содействуюся, святый отче». После содержательных молитв, в которых увещали новоставленного оставить все блага мира и всех своих близких и не возвращаться вспять, наместник пошел к святой Раке Преподобного, взял требник и постриг волосы новопоставленному, назвав его Питиримом в честь Тамбовского чудотворца. Затем его облачили в «монашеские доспехи», и мы все увидели бывшего о. К. в клобуке, который ему удивительно шел. После окончания этого чина наместник сказал слово, главная мысль была такая, что если б сейчас пришел с Небес Ангел, которого бы мы все увидели и он бы всех нас благословил, как бы мы были рады. Этот Ангел и есть сейчас в лице новопоставленного, который очистил себя таинством покаяния и дал обет употребить жизнь свою для Господа. «Будем радоваться, – сказал наместник, – что прибавился в длинном ряду последователей Преподобного Сергия еще один ученик, и об этой радости и говорится в Чине пострижения: «Приди со страхом и радостью…». Затем наместник повел новопостриженного к Раке Преподобного и приложились к ней, а раньше еще его вручили старцу, которого повелевали слушать беспрекословно. Стала подходить вся братия, приветствовать его и спрашивать: «Чти ти есть имя, брате». В это время о. П. был особенно хорош: лицо его светилось и сияло, он всем улыбался и отвечал: «Грешный иеромонах Питирим». А у меня прошло много благочестивых мыслей и пожеланий доброму иноку, терпения и крепости в подвигах. Я тоже подошел и поприветствовал теми же словами. Потом все стали расходиться, пение «ублажаем» стала затихать и остался там один о. П. Да он давно был по жизни монах, хотя и без клобука. Дай, Господи, чтобы наша Православная Церковь изобиловала такими людьми. Он всегда вел себя скромно и сдержанно. И в такое время, несмотря на внутренние скорби, лицо его всегда светилось радостью и простотой, а в этот знаменательный для него вечер оно отражало внутренний благодатный свет и излучало радость.
Короткая ссылка на новость: http://p-v.ru/~E9NmG


Система Orphus

Рекламка


Фотогалереи

Мы вКонтакте