Праздник праздников и Торжество из торжеств

12 Апреля 2015 Владимир Панков Просмотров: 938
Праздник праздников и Торжество из торжеств
12 апреля православные всего мира отмечают самый главный христианский праздник  Пасху или Светлое Христово Воскресение

Вот уже свыше полутора тысяч лет предваряют это вселенское событие величайшее чудо схождения Благодатного огня в Великую Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме, куда съезжается множество верующих со всего мира.
Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству апостолов и святых отцов первых веков, «нетварный свет» осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа. «Пётр… видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом  исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя  чувственно и душевно»,  читаем мы у святителя Григория Нисского. «Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся»,  пишет св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний имеются свидетельства католиков и мусульман. Латинский монах Бернард, (865 г.), например, пишет в своем сочинении: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом».
Церковная церемония схождения Благодатного огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи. В это время в Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть величайшее чудо. Среди присутствующих, не только православные, но и верующие других христианских конфессий, мусульмане и все те, кому посчастливилось в великие святые дни оказаться в самом главном храме всего христианского мира. За церемонией следит израильская полиция. Храм вмещает до 10 тысяч человек. Однако вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом  количество желающих гораздо больше возможностей главной христианской святыни.
Перед началом священнодействия на середине ложа Живоносного Гроба Господня ставится лампада, наполненная маслом, и 33 свечи  по числу лет земной жизни Спасителя… По всему ложу раскладываются кусочки ваты. Приготовленная таким образом Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается. На дверь налагают большой кусок воска и красную ленту; православные служители и предстоятели других церквей ставят свои печати.
По древней традиции, которая существует с VII века, ключ от храма Гроба Господня хранится у одной мусульманской семьи, глава которой всегда открывает и закрывает Храм. Такая обязанность строго передается от отца к сыну уже на протяжении многих веков.
Обычно после опечатывания Кувуклии в храм буквально вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный огонь. «Иля дин, иля виль эл Мессиа» («нет веры, кроме веры Православной, Христос  истинный Бог»)  скандируют они. Европейцам, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям, весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь приемлет и такое, по-детски наивное, но чистосердечное обращение к Нему.
Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор однажды попытался запретить эти «дикарские» пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа, но огонь не сходил. Тогда святейший своей волей приказал впустить арабов... И огонь снизошел.
Накануне в Храме гасятся все свечи, лампады и паникадила. Имеются свидетельства, что в не очень далеком прошлом (в начале XX в., во время турецкого владычества) власти особо тщательно наблюдали за всем происходящим: производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха.
Но вернемся к нынешнему времени. И вот в Храм входит процессия  иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Иерусалимский Патриарх в сопровождении армянского предстоятеля и священнослужителей. Участники крестного хода проходят все находящиеся в Храме памятные места, в их числе Голгофу, где распяли Господа Иисуса Христа, камень Помазания  на котором тело Христа готовили к погребению.
Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз, и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турок, пристальный «контроль» за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию,
Надеясь уловить православных на подделке, мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, и те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому, кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают специально следящие израильские полицейские.
После этого снимают печать со входа в Гроб Господень и православный Патриарх и армянский предстоятель входят внутрь. Последний также разоблачается перед входом. Он остается в пределе Ангела, как наблюдатель. Перед ложем Спасителя молится только православный Патриарх. В это время в Храме выключается свет и наступает напряженное тишина. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный огонь.
И вот, Храм начинают озарять яркие вспышки нетварного света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма  от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест.
И вдруг в толпе раздается крик восторга и потрясения. В Кувуклии появился свет; патриарх зажигает пучки свечей. Вскоре двери Кувуклии открываются, выходит православный Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь. Еще мгновение  и весь Храм озаряется морем огня. По традиции, первым после Патриарха получает Благодатный огонь предстоятель армянской церкви.
Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. Он обладает удивительными свойствами. Первое время  минут 5-10  совершенно не жжет. Можно видеть, как верующие буквально умываются этим огнем  водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, не опаляет даже волосы. Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимые по своей глубине чувства умиления и духовного восторга.
С левой стороны от входных врат Храма Гроба Господня  внимание паломников привлекает колонна с глубокой трещиной посередине. Эта колонна очень памятна. Из нее в XVI веке сошел Благодатный огонь и зажег свечу православного патриарха, который стоял тогда перед входом. В это время Богослужение в храме совершали армяне. За большие деньги они приобрели у турецких властей право служить у Гроба Господня в Великую Субботу, когда сходит Благодатный огонь. Православным в то время даже не разрешили переступить порог храма. Тщетно молился главный иерарх армянской церкви перед величайшей христианской святыней. Его долгая молитва оказалась бесплодной. Но Благодатный огонь тогда все-таки сошел. Он буквально вырвался из колонны в том месте, где молился православный патриарх… Это было великое и очевидное чудо. С тех пор право молитвы в Великую Субботу у Гроба Господня принадлежит только православным, и его никто уже не оспаривает. Памятная трещина на колонне сохраняется нетронутой и по сей день, как напоминание о том великом событии.
В настоящее время уже стало традицией: Благодатный огонь доставляется специальным рейсом аэрофлота в Москву и далее развозится по храмам.
Бывают случаи, когда даже привезенный Благодатный огонь сохраняет свои свойства: некоторое время не жжёт рук.
Короткая ссылка на новость: http://p-v.ru/~ksjvB


Система Orphus

Рекламка


Фотогалереи

Мы вКонтакте