Пушкинский район на пороге мусорного катаклизма

1 Апреля 2016 Михаил Зубков Просмотров: 2094
Пушкинский район на пороге мусорного катаклизма
Человек так устроен, что в течение жизни постоянно оставляет продукты своей жизнедеятельности, и чем быстрее технический прогресс, тем сложнее природе бороться с переработкой того, что зарывается и складируется в землю – с твёрдыми бытовыми отходами. Наиболее цивилизованные страны занимаются сортировкой мусора, чтобы его можно было использовать как вторичное сырьё, и таким образом меньше отходов возвращалось в природу. У нас же в России вопрос раздельного сбора мусора не развит.
На минувшей неделе во всех поселениях района проходил день открытых дверей в управляющих компаниях, в том числе и в дирекции ЖКХ, где выступал глава Пушкинского района Сергей Грибинюченко. Комментируя позицию районной администрации, он объяснил свою обеспокоенность прежде всего финансовой составляющей: ежегодно администрация Пушкинского района тратит на вывоз мусора с подведомственной территории порядка ста миллионов рублей, и сейчас возникло желание перенести это бремя на жителей.
Решить же этот вопрос, по мнению Сергея Грибинюченко, возможно двумя способами: во-первых, если каждый собственник заключит договор с компанией, вывозящей мусор; во-вторых, убрать все мусорные контейнеры и заложить стоимость вывоза мусора в стоимость полиэтиленовых мешков, которые будут приниматься мусоросборными машинами, приезжающими по определённому графику. Как считает глава, первый вариант реализовать сложно, проще остановиться на втором.
При этом предлагается ликвидировать все контейнерные площадки, заставить все управляющие компании задействовать мусоропроводы, а там, где их нет, доступ к мусору ограничить ключами от домофонов.
Идея интересная, но ничего кроме проблем вряд ли принесёт. Численность жителей Пушкинского района в летние месяцы увеличивается в несколько раз - за счёт миграции дачников из Москвы. Как мне представляется, им и раньше было не зазорно собрать свой дачный мусор и выкинуть на обочину шоссе. Чтобы в этом убедится, далеко ходить не надо - достаточно прогуляться вдоль дороги в сторону санаторно-лесной зоны. Так, никто из дачников бегать и покупать дорогущие мешки не будет. Купят самые дешёвые, соберут туда свой мусор и выкинут подальше от дома.
В результате мы получим массу стихийных свалок, на уборку которых  потребуются дополнительные средства.

Исторический экскурс

Первым борцом за наведение порядка в вопросе мусора в Пушкинском районе был Юрий Иванович Котолевский, который во времена правления Олега Копылова руководил муниципальным комбинатом благоустройства. Комбинат в то время был самым рентабельным предприятием в Московской области. Имел на балансе технику для вывоза мусора, узел по сортировке мусора, сдавал вторичное сырьё стекло, металл, бумагу, тряпки, а остальное - хоронил на муниципальной свалке в Царёво. При этом из бюджета не тратилось ни копейки, и даже наоборот - он платил в бюджет немалые налоги. А когда Олег Копылов посчитал, что у предприятия остаётся слишком много средств, то ему в нагрузку передали уборку всех дворовых территорий, поставив на баланс и всех дворников. Котолевский и тут не растерялся: он убирал весь город Пушкино бесплатно. Предприятие принимало мусор из Москвы, сортируя его, захоранивало на Царёвском полигоне. При этом он умудрялся входить в десятку крупнейших налогоплательщиков бюджета.
Однако Олег Копылов отдал мусорный полигон и комбинат благоустройства в частные руки. С этого момента все осознали, что за вывоз мусора и уборку города Пушкино надо платить. В бюджете появились нежданные строчки вывоза ТБО (твёрдых бытовых отходов). Юрий Иванович Котолевский до последних дней жизни переживал крушение созданной им системы, исправно работавшей для людей. Но для кого-то личные интересы были важнее общественных…

Горизонты будущего

Вопрос остался: как быть с мусором? За утилизацию мусора придётся платить. Жители городских многоэтажек в своих платёжках видят строчку вывоз мусора и оплачивают эти расходы.
Сложнее складывается ситуация в зоне частного сектора ИЖС и особенно - в районе садовых товариществ. Многие руководители садовых товариществ считают, что они вообще не обязаны заключать договоры, поскольку они - как юридические лица - не производят мусора. А жители садовых товариществ, производящие мусор, не обязаны заключать договор, ведь это дело добровольное.
Пока эта перепалка оживляется, окрестности наших лесов захламляются мусором. Где же выход? А выход есть - в установлении сбора на вывоз мусора.
В соответствии с 133 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». В компетенции каждого Совета депутатов - установить любой сбор, и ничто не мешает депутатам установить сбор за вывоз мусора. Но параллельно необходимо задуматься и об организации раздельного сбора мусора.
Стоимость оказанных региональным оператором услуг в целях взыскания с граждан, уклоняющихся от заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, может быть рассчитана как цена по договору, заключенному с другими гражданами, - потребителями данных услуг в данном субъекте РФ за указанный период времени. Согласно ч. 2 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» это плата, определённая в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа (определяемого в соответствии со ст. 24.9 указанного Федерального закона) на услугу регионального оператора.
Здесь важно уточнить, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на данную услугу на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 г.
До наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с ТКО уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ регулирование деятельности в области обращения с ТКО (в том числе расчет тарифов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Таким образом, 1 января 2016 г. явилось датой вступления в силу важнейших изменений, внесённых в законодательство об отходах производства и потребления. В частности, были закреплены важнейшие для развития рынка услуг по обращению с отходами обязанности граждан - собственников ТКО. Следует отметить, что попытки закрепления указанной обязанности предпринимались и ранее в форме различных законодательных инициатив, однако в данном случае были приняты комплексные изменения, закрепившие целую систему норм, устанавливающих новые правила по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Рассмотрим несколько актуальных вопросов.
Возможно ли будет привлечь граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, к юридической ответственности за то, что договор на сбор, транспортирование и размещение ТКО не заключён?
Уклонение граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах и являющихся собственниками образуемых ими ТКО, от заключения договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО, когда такая обязанность закреплена упомянутыми ранее положениями ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ЖК РФ, будет иметь признаки состава административного правонарушения, закрепленного в настоящее время ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ), и, соответственно, будет являться основанием для привлечения данных граждан к административной ответственности уполномоченными органами. В случае если указанными гражданами при отсутствии заключенных договоров на обращение с ТКО нанесен вред земельным участкам в результате нарушения требований по обращению с отходами (например, при накоплении отходов на своих участках или при их несанкционированном складировании в иных местах), они также могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ «Порча земель».
Учитывая то, что согласно положениям п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное законодательство (равно как и законодательство об охране окружающей среды) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым, в соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые, в свою очередь, не могут противоречить данным федеральным законам (ч. 5 указанной статьи), субъекты РФ вправе в своих законодательных актах, закрепляющих составы административных правонарушений, предусмотреть соответствующий состав о неисполнении гражданами своей обязанности по заключению договоров на оказание услуг в сфере обращения с ТКО.
В некоторых случаях отсутствие у граждан - собственников ТКО договоров с региональным оператором на оказание услуг в области обращения с указанными отходами и нарушение правил обращения с отходами (например, при их накоплении на своем земельном участке), обладающее признаками общественной опасности (например, если эти действия (или бездействие) создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, или повлекли загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, или, того хуже, повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей), могут быть квалифицированы как уголовное преступление, предусмотренное ст. 247 "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов" Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

Надо ли будет доказывать, что граждане, уклоняющиеся от заключения договора, фактически пользуются муниципальными контейнерами?
Или в силу обязательности закона этот факт не требует доказательств? Учитывая то, что граждане - собственники жилого дома или его части фактически являются собственниками образуемых ими ТКО, то согласно упомянутым выше положениям ч. 4 ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ч. 5 ст. 30 ЖК РФ они обязаны заключать договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с региональными операторами, действующими на территории соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, доказывание факта пользования муниципальными мусорными контейнерами для целей понуждения их к заключению указанного договора не является необходимым, а правила об обязанности его заключения действуют в силу обязательности закона.

По какому юридическому основанию взыскивать стоимость оказанных услуг при отсутствии договора на сбор, транспортирование и размещение ТКО?
Отсутствие заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО, когда обязанность по его заключению предусмотрена законом, фактически не означает, что лица, являющиеся собственниками ТКО, не могли быть потребителями указанной услуги и не могли пользоваться мусорными контейнерами, установленными органами местного самоуправления или самим региональным оператором. В таком случае, кроме понуждения к заключению указанного договора в судебном порядке, с указанных граждан может быть взыскана стоимость фактически уже оказанных услуг, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно многочисленным примерам судебной практики по делам о взыскании неосновательного обогащения в связи с пользованием земельными участками при отсутствии договора аренды на основании ст. ст. 1102, 1105 ГК РФ, сумма неосновательного обогащения соответствует размеру арендной платы за пользование земельным участком, сбереженной ответчиком. Содержанием обязательств вследствие неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.


Гадим природе - гадим себе

Леса около дачных участков превращаем в свалки. Среди куч мусора ищем грибы, собираем ягоды. И в то же время говорим про экологичность. Переводим стрелки на соседей. Бросаем бумажки на землю… Всё копится, копится… «Да ладно вам, Россия – большая страна! У нас столько лесов!», - считают некоторые безответственные индивидуумы.
Необходимо начать собирать раздельно стекло, бумагу, металл и отдельно - мусор.
Необходимо прекратить зарывать в землю мусор - пора строить мусороперерабатывающие заводы по современным технологиям.
Проблема с несанкционированными свалками мусора (как в сельской местности, так и в городах) для нашей страны очень актуальна!.. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (редакция от 08.11.2007) «Об отходах производства и потребления» не работает…
Даже животные не засоряют свою среду обитания… Но человек - как всегда - выделился из всей биомассы своей беспечностью.
Думают, само всё сгниет и расчистится. Но нет – если каждый не начнет убирать за собой, в конце концов на лице природы живого места не останется – всё будет мусором завалено.
Хоть Россия и большая страна, но от величины территории вред от мусора не уменьшается.

Кто не хочет жить в красивом и уютном доме? Гулять по красивым бульварам и паркам, купаться в кристальной воде, наслаждаться свежим чистым воздухом? Если такие и найдутся, то они окажутся в меньшинстве. К счастью. Потому что все мы люди и жить хотим по-человечески. Но почему тогда мы окружаем себя и свои жилища грудами и отвалами мусора – остается загадкой. Безрассудство ли это, равнодушие – сказать трудно. Но то, что свалки – это наши неизменные спутники - остается фактом.
Посмотрите вокруг: мусор лежит у домов, коллективных садов, вдоль дорог, в парках… Хотя, если присмотреться, весь мусор можно смело разделить на легко утилизируемый – бумага и упаковка, то, что легко сжигаемо в компостных ямах, бочках, на своих приусадебных участках, должно сдаваться в макулатуру и т.д., и трудно утилизируемый, тот, что подлежит вывозу за пределы города на спецприемники – городские свалки или заводы по их переработке – пластик, стекло, металл, полиэтилен и т.д. Все это вполне возможно утилизировать, но мы предпочитаем мусор бросать, складывать, кидать, подбрасывать соседям, валить, куда и где придется.
Отсюда печальная картина – горы мусора и отходов по всем городам, лесам, деревням и водоёмам. Живём в грязи сами по принципу «после меня хоть потоп» и детей растим такими же. Кто сказал, что они станут лучше нас, умнее, воспитаннее? Нет, они станут нашим подобием, а может - ещё хуже, учитывая всеобщую демократию, напрочь перепутанную со вседозволенностью.
Попробуйте объехать близлежащие леса, деревни, парки, сады. Картина явно не для слабонервных. На лицо – экологическое бедствие нашей природы, родины, страны. Кто-то может сказать, что власти всех уровней должны денно и нощно бороться с мусором, но это ошибка – никаких бюджетных, областных и федеральных денег не хватит на ликвидацию всех свалок! Потому как они растут словно грибы после дождя.
У нашего народа действительно есть пробелы в воспитании и культуре – нельзя так относиться к земле, на которой живёшь! Поэтому воспитанием населения и особенно подрастающего поколения, нужно обязательно заниматься на всех уровнях, начиная со школьной скамьи.
Помимо административной инспекции чистотой территорий занимается еще одна организация – Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека (общеизвестное как СЭС). Они также проводят рейды, выявляя мусорные свалки, отслеживают сигналы граждан, подают сведения в администрацию района, дают предписания хозяевам территорий.
Но сколь угодно много можно проводить рейдов, тратить казенные деньги на ликвидацию свалок, но результат будет зависеть только от совместных действий с населением, осознания каждым из нас той меры ответственности за каждый обитаемый кусочек земли, которую мы с любовью называем Родиной.
Короткая ссылка на новость: http://p-v.ru/~v1O9K


Система Orphus

Рекламка


Фотогалереи

Мы вКонтакте